Известную поговорку о том, что “ нервные клетки не восстанавливаются” опровергли японские ученые. Сотрудники Института химико-медицинских исследований в области биологии развития из города Кобе впервые смогли получить нервную клетку из так называемых эмбриональных стволовых клеток. Это первый шаг на пути лечения болезни Паркинсона и других недугов мозга и нервной системы.
Daily Telegraph, 2002

Говорят, что Бог запрограммировал жизнь человека на 120 лет, только не совсем понятно, как этой программой воспользоваться. Сегодня очень много говорится о стволовых клетках – похоже, ученые с их помощью нашли способы лечения таких болезней, как СПИД, рак и гепатит. Но рано радуетесь, господа – в вопросе использования стволовых клеток еще много “ белых пятен”.
Из зоологии даже школьнику известно, что если оторвать хвост у саламандры, то через несколько недель он снова отрастет. Эти земноводные – рекордсмены по регенерации. Им можно отрезать не только хвост, но и лапы, часть сердца, зрачки. Впрочем, благодаря открытию стволовых клеток, ученые надеются, что этот фокус станет, доступен и людям.
На самом деле организм человека способен как “запрограммированный”, воссоздавать отдельные органы. Еще в 1974 г совершенно случайно, в Англии, было сделано это открытие. Ребенка, потерявшего кончик пальца, доставили в больницу. Врач был занят в это время и не смог зашить рану. А когда приступил к лечению, заметил, что палец мальчика восстанавливается.
Вскоре ученые выяснили, что дело в чудо-клетках, которые, подобно бригаде “скорой помощи” дожидаются своего часа: стоит только начаться процессу в организме – будь то опухоль, воспаление, цирроз – стволовые клетки спешат на помощь. Говоря простым языком, они превращаются в клетки сердечной или скелетной мышцы, кроветворной, имунной или эндокринной системы. Но вот проблема: количество стволовых клеток с возрастом уменьшается. Ученые решили, что постепенное исчезновение этих клеток и есть причина старения человека. Вот почему стволовые клетки стали выводить и культивировать.
После многочисленных опытов ученым удалось добыть стволовые клетки из плаценты и пуповины, а также из спинного мозга взрослого человека.
История клетки
Российские ученые еще в 20-е годы прошлого века пытались продлить жизнь с помощью стволовых клеток, ставя опыты на мышах. А пока в Швейцарии только создавались косметические средства на основе стволовых клеток, в России уже вводили их в вены человека. Существует версия, что первым русским разработчиком “эликсира бессмертия” был врач Воронцов. При жизни его опыты не принесли ему славы, зато теперь родоначальником клеточной терапии считается именно он. К его помощи в 40-е годы 20 века прибегали звезды Голливуда. Вводя в вену собственные стволовые клетки, у них темнели седые волосы, разглаживались морщины, таяли лишние килограммы.

Молодость ценой в миллион
В Москве полным ходом идет выращивание стволовых клеток, хотя государство подобные проекты финансирует по минимуму. Зато в частных клиниках не жалеют средств и усилий для приобретения оборудования и лекарств. К клеточной терапии прибегают в первую очередь знаменитости, для которых внешний вид – залог успеха, а также по причине высокой цены услуги. Но, наряду с этим, цитируя одного из врачей, “сегодня функционирует целый ряд дельцов, которые позволяют себе использовать на людях непроверенные, а иногда и криминальные технологии. Криминальные – это когда стволовые клетки извлекают из 18-недельного эмбриона”. А иногда коммерческие клиники идут еще более простым путем: они ничего не выращивают, а используют белковую терапию, вводя гомогенаты вместо стволовых клеток. Гомогенаты, в большинстве случаев не проходят проверку на вирусы.
Но самое страшное – это то, что при введении неочищенного донорского материала в организме могут начаться необратимые процессы, или, чего хуже - рост зубов в печени или волос на сердце.
Врачи советуют тщательно осмотреть учреждение, прежде чем вводить клетки. ”В хорошей клинике должен быть собственный стационар для проведения необходимых анализов, - говорит Андрей Брюховецкий, врач одной из клиник. “Не стоит доверять так называемым “горячим линиям” стволовых клеток, которыми заполонили Интернет”.

По правилам
На самом деле настоящие клеточные коктейли готовят в Москве лишь в нескольких государственных клиниках. В каждой уважающей себя клинике перед началом курса лечения пациент проходит обследование на генном уровне. Затем следует процесс забора ткани (из слизистой носа, из пуповинной крови, из костного мозга или из жировой ткани). А дальше – выделение ваших собственных стволовых клеток, которые затем выращиваются в лабораториях в течение 3 -4 недель, после чего их отправляют в НИИ с целью проведения оценки качества клеток.
Омолаживание организма готовится долго, ведь, введенные в вену стволовые клетки, они должны сами найти орган, нуждающийся в “ремонте”. Зато изменения пациент может заметить уже через 3 месяца: улучшается самочувствие, темнеет седина, у женщин прекращается менопауза.
Очевидное - невероятное
Но настоящий бум стволовых клеток еще впереди. Врачи полагают, что вряд ли эти клетки станут панацеей от всех болезней. Андрей Брюховецкий признается: ” Не думаю, что в ближайшее время нам удастся лечить все. И помогаем мы сейчас не все, а лишь 45 – 50 % пациентов. Подчас мы движемся вслепую, не понимая, что перед нами – победа или случайность”.

(0 голосов)