Трудно представить себе, какой степени психологический удар переживают родители ребенка, когда узнают от врачей о страшном диагнозе - детский церебральный паралич (ДЦП). В такой тяжелой психологической ситуации необходимо, как можно быстрее, заняться восстановительным лечением ребенка, и оставить на потом все эмоциональные переживания. Ребенок ждет от Вас помощи и все остальное должно отступить на второй план. Для того, чтобы процесс лечения и реабилитации шел быстрее и эффективнее, родителям необходимо иметь представление о причинах развития заболевания и применяемых методиках лечения.

Что такое ДЦП и каковы причины развития этой болезни?

 Под  ДЦП понимают группу заболеваний непрогрессирующего характера, поражающих центральную нервную систему (ЦНС) и характеризующуюся двигательными расстройствами, речевыми нарушениями и отклонениями в психическом статусе.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире рождается 1-3 ребенка с ДЦП на 1000 новорожденных. В структуре детской инвалидности ДЦП находится на 1 месте уже много лет.

К причинам, которые являются статистически достоверным риском развития ДЦП, относятся осложнения беременности,в виде перенесенных  внутриутробных инфекций, гипоксии плода, недоношенность, родовые травмы. В группу риска входят дети, родившиеся от больных родителей и дети, перенесшие тяжелые заболевания в первые 2 года жизни, когда у ребенка завершается формирование устойчивых нейронных связей в коре головного мозга. Отметим, что в 30% случаев, причину развития ДЦП не удается выяснить.

Как развивается ДЦП?

ДЦП развивается постепенно. Неопытные педиатры могут просмотреть начало клинического развития болезни, и ребенок потеряет драгоценное время для лечения. По двигательной активности новорожденного можно заподозрить неврогенную недостаточность в сторону гипер- или гиподинамии, которые затем трансформируются в соответствующие формы болезни.

У детей, больных ДЦП, связь между сенсорной (чувствительной) и двигательной системами нарушена на уровне нейронов спинного или головного мозга. Они работают вне зависимости друг от друга. Искаженная информация органов чувств формирует, в конечном итоге, очаг патологической пульсации в коре головного мозга по типу эпилептоидного. При этом  двигательная система развивается сама по себе. Лишенная правильной ориентации в пространстве, она вызывает избыточный тонус одних групп мышц, в ущерб другим.

 Чаще всего, сгибатели находятся в состоянии спастики, а разгибатели не работают  - это спастическая форма болезни. Ребенок постепенно принимает «позу эмбриона», формируются контрактуры суставов и другие вторичные изменения. В таких случаях, говорят о спастическом типе болезни.

Если очаг патологического возбуждения в коре головного мозга провоцирует неконтролируемые, самопроизвольные движения конечностей, вызывает подергивания мимической мускулатуры, развивается гиперкинеческий тип ДЦП.

Когда ДЦП развивается по гипокинетическому типу, наблюдается слабость мышц. Ребенок роняет голову, не может сидеть и стоять. В суставах наблюдается переразгибание, дети «складываются», при попытках активно изменить положение тела.

По преимущественной локализации задействованных в патологическом процессе мышц, различают моно- (одна конечность), геми- (две конечности на одной стороне тела), и пара- (две верхние или две нижние конечности) поражения. Поражения могут быть полные (плегия) или частичные (парез). Самой тяжелой формой ДЦП, является тетраплегия, когда отсутствуют движения во всех конечностях ребенка. Такая форма практически всегда сопровождается тяжелыми психическими и речевыми расстройствами.

Всю гамму клинических проявлений ДЦП принято делить на первичные, о которых шла речь выше,  вторичные, которые развиваются в результате первичных, и ассоциированные, которые возникают со стороны других органов и систем.

Медикаментозные методы лечения ДЦП

  • Антиспастическая терапия при спастическом типе ДЦП. Подразделяется на седативную (транквилизаторы), центральные миорелаксанты (мидокалм), местное введение препаратов на основе ботулотоксина (диспорт).
  •  Миотоники при гипокинетическом типе ДЦП. Лечение включает в себя препараты, которые улучшают нервно-мышечную передачу (производные медиаторов холинергических и адренергических синапсов).
  •  Противосудорожная терапия при гиперкинетическом типе ДЦП. Лечение направлено на угнетение очага патологического возбуждения в коре головного мозга (транквилизаторы, финлепсин), препараты магния, местное введение препаратов на основе ботулотоксина.
  •  При всех клинических формах ДЦП показано лечение ноотропами, сосудистыми препаратами, витаминотерапия (особенно, группы В).
  •  Проводят симптоматическое лечение ассоциативных нарушений.

Ортопедические и оперативные методы лечения ДЦП

  • Коррекция возникающих деформаций позвоночника и конечностей с применением ортопедических корсетов, обуви, стелек. При гипотонических формах, бывает необходимо изготовление аппаратов на нижние конечности для придания им устойчивости.
  • Трудно переоценить пользу от занятий лечебной физкультурой (ЛФК), при всех клинических формах заболевания. Начинать занятия нужно, как можно ранее, под руководством врача ЛФК. При регулярных упражнениях, достигается значительный прогресс в лечении.
  • Курсы лечебного массажа показаны не реже 1 раза в квартал, при любых клинических проявлениях ДЦП.
  • Физиотерапия имеет мощный арсенал лечебных средств. Они применяются, в зависимости от формы заболевания, не реже 3-4 раз в год.
  • Показано водо- грязелечение. Курсы терапии необходимы 1-2 раза в год.
  • Оперативные методы лечения применяются, как правило, при возникновении стойких контрактур суставов конечностей, деформации костей. Существуют методики операций с применением стволовых клеток, имплантацией помп с миорелаксантами, шунтирующие операции, снижающие ликворную гипертензию.

Социально – педагогические методы реабилитации

 Социально – педагогические методы реабилитации предусматривают обучение детей, больных ДЦП, в специальных учебных заведениях, где созданы условия для круглосуточного пребывания. В них дети имеют возможность получить необходимое лечение, не отрываясь от учебного процесса. Как правило, в состав таких школ входит медчасть с врачами – специалистами, кабинет физиотерапии, массажа, водных процедур, грязелечения, спортивные залы для занятий ЛФК. С детьми работают психологи, логопеды, сурдологи. Преподавание ведется по специальным учебным программам, в зависимости от способностей ученика. Во время учебы, происходит профессиональное ориентирование детей, они приобретают начальные навыки в будущей профессии.

Психологические и психиатрические методы лечения

 В психологической реабилитации нуждаются все дети больные ДЦП. В зависимости от тяжести поражений проводится психологическая коррекция или лечение у психиатра. Основной метод лечения - беседа  с больным ребенком у психолога. Психолог объясняет родителям особенности поведенческих реакций ребенка, и объясняет правильный стиль поведения и общения в семье. Он настраивает детей на позитивное восприятие действительности, помогает войти в детский коллектив, решает ситуационные проблемы. Участие психолога необходимо на всех этапах лечения и реабилитации.

Нетрадиционные методы лечения

 В последнее время получены обнадеживающие результаты лечения детей, больных ДЦП, с применением иппотерапии и дельфинотерапии. Конечно, эти методы воздействия на детский организм не отменяют, а дополняют комплексное лечение. Общение с животными оказывает благотворное влияние на детский организм и психику ребенка. Отмечают развитие речевых навыков, улучшение психо-эмоционального состояния. В отдельных случаях, наблюдают появление новых движений, при атонических формах, и снижение мышечного тонуса, при спастическом виде ДЦП.

Авторские системы реабилитации

 Необходимость комплексного подхода к лечению ДЦП подвигла многих специалистов, работающих в этой области, к созданию авторских методик реабилитации. Как правило, в таких методиках предусмотрена этапность обследования, лечения и социальная адаптация детей. Стержнем каждой методики, является применение какой - то авторской техники (технологии) лечения. К ней присоединяют уже известные и зарекомендовавшие себя способы лечения.

  • Методика У.М. Фелпса была широко известна в конце 50-х годов прошлого века. Она была разработана для лечения спастических форм ДЦП. Предусматривает систему обучения ребенка пассивным, а далее активным движениям, используя особые авторские упражнения.
  • Метод супругов Берти и Карела Бобат (60-е годы), предусматривает первоначальное угнетение появляющихся у ребенка патологических рефлексов, с дальнейшим восстановлением нормальной статики и моторики.
  • Метод  Делякато (1956-1957) предполагал поступательное обучение детей движениям рыб, амфибий и далее, до млекопитающих и человека.
  • Методика Войта (1974) предлагает проводить кинезитерапию на ранних этапах (до проявления клинических признаков ДЦП) у всех детей группы риска развития болезни.
  • Метод  динамической проприоцептивной коррекции К.О. Семеновой (90-е годы), предусматривает применение у подростков и взрослых пациентов, системы функциональной антигравитации. Эта методика появилась в результате конверсии. Используют модифицированные костюмы космонавтов, с системой мышечных противотяг.
  • Методика В.И. Козявкина оформилась окончательно на рубеже веков. Его система интенсивной нейрофизиологической реабилитации предполагает мануальную и биомеханическую коррекцию позвоночника, крупных суставов, с дальнейшим построением стереотипа движений.

Характеризуя клиническую эффективность применяемых сегодня методов лечения и реабилитации при ДЦП, несомненным является необходимость раннего начала лечения, комплексного воздействия на организм, участие в реабилитации ортопеда, невропатолога, педиатра, психолога, врача ЛФК. Конечно, результаты лечения и реабилитации лучше, если ребенок находится в специализированном центре, где созданы для этого все условия.

(0 голосов)